Пассажиров проверят по ходу
Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в «Федеральной пассажирской компании», дочерней структуре ОАО «РЖД», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.
«Сегодня можно говорить о том, что мы запускаем железнодорожное сообщение между Москвой и Берлином, где у нас прямо на ходу поезда будут проводиться все соответствующие процедуры пограничного и таможенного контроля. Благодаря сокращению времени движения состава мы собираемся добиться увеличения потока пассажиров на этом направлении», - подчеркнул заместитель генерального директора «ФПК» Константин Торубаров.
В первый рейс в столицу Германии новый международный поезд № 13/14, который будет курсировать под брендом Swift («Стриж»), отправился 17 декабря в 13.05 с Курского вокзала Москвы. Поезд впервые сформирован из 20 вагонов, произведенных испанской компанией Patentes Talgo S. L. Они оборудованы системой автоматического изменения ширины колесных пар. Это позволит сократить время на переход с колеи российского стандарта (1520 мм) на европейский (1435 мм) на станции Брест (Беларусь), который до сих пор занимал около двух часов. Теперь данная операция будет занимать до 20 минут.
Таким образом, расстояние в 1896 км от Москвы до Берлина поезд будет преодолевать за 20 часов 14 минут. Сейчас составы по этому маршруту идут 24 часа 49 минут. Поезд Swift будет курсировать 2 раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13.05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07:19 следующих суток. Из Берлина состав будет уходить по воскресеньям и понедельникам в 18:50 (по местному времени) и прибывать на Курский вокзал в 17:25. В пути следования остановки будут на станциях Смоленск, Орша, Минск, Брест, Тересполь, Варшава, Познань, Жепин, Франкфурт (Одер).
Как отметил Константин Торубаров, аналогичную ситуацию российские железнодорожники хотели бы видеть и на маршруте Калининград – Москва, где сокращение времени движения поезда может составить от четырех до шести часов. Соответствующие переговоры уже ведутся с литовской стороной, которая также заинтересована в увеличении транзитного пассажиропотока.
Напомним, что на данный момент таможенный, пограничный и иные виды государственного контроля непосредственно в движущемся поезде осуществляются лишь на одном международном железнодорожном маршруте: Санкт-Петербург – Хельсинки, по которому курсирует скоростной состав Allegro. Как показал его опыт, внедрение данной контрольной технологии дело достаточно трудоемкое, хлопотное и затратное.
Для ее практической реализации потребовалось разработать специальный регламент. На момент запуска пришлось полностью обустроить таможенные пункты пропуска на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга и в Выборге. На решение всех технологических и организационных вопросов ушло почти девять лет.
Это притом, что идею об организации скоростного железнодорожного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки поддержали Президент РФ Владимир Путин и глава Финляндии Тарья Халонен. Проект был задуман еще в 2001 году, а свой первый рейс с пассажирами из Хельсинки в Санкт-Петербург электропоезд Allegro совершил 12 декабря 2010 года. Таможенный контроль на российской территории осуществляют должностные лица Железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни.
Относительно возможности организации таможенного и пограничного контроля в движущемся пассажирском поезде по маршруту Москва – Берлин на данный момент больше вопросов, чем ответов. Так, неизвестно, с какого момента начнется проверка и где она закончится. Поскольку от Москвы до польской границы состав будет останавливаться в российском Смоленске, а также белорусских Орше, Минске и Бресте, то, по идее, контроль попеременно должны осуществлять таможенники и пограничники двух стран.
Следовательно, пока преждевременно даже обозначать момент, с которого пассажиры поезда Москва – Берлин смогут проходить контрольные формальности по ходу движения, не выходя из купе.
Наталья ГЛЕБОВА