.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 12 (декабрь '16)

1234


..

..

олдж
олдж

..

олдж
.
олдж
.
олдж

 

Меховой рынок становится чище

Срок маркировки специальными RFID-метками (Radio Frequency IDentification) остатков изделий из натурального меха (шубы, дубленки, шапки, куртки и т. д.) истек 5 декабря этого года. С этого дня оборот меховой одежды без микрочипов, хранящих информацию о каждом изделии, находится вне закона.

Теперь маркируются как импортированные шубы, так и произведенные внутри страны. При обнаружении на складах, при транспортировке или в торговле пушных товаров без штрих-кодов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Одна из мер - конфискация нелегальных партий.

Как пояснили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), «требования о маркировке меховых изделий не распространяются на физических лиц, которые ввезли их из-за рубежа для личного пользования или приобрели в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соглашение регулирует только вопросы предпринимательской деятельности».

Напомним, принятие единой системы маркировки товаров в странах Союза было продиктовано необходимостью борьбы с «серыми» производителями, нелегальным оборотом товаров и подделками, оборот которых на рынке некоторые эксперты оценивали примерно в 70-80%. Именно поэтому пилотный проект по маркировке, который стартовал 1 апреля этого года, решили провести на меховых товарах. До ратификации соглашения всеми странами ЕАЭС участие в нем являлось добровольным, а с 12 августа маркировка микрочипами, на которых хранится информация об изделии, стала обязательной.

Первые результаты показали, что идея себя полностью оправдала. Как сообщили в ЕЭК, только за первые полтора месяца действия новых правил было заказано и изготовлено около 6 млн контрольных знаков. Это в 16 раз превышает официальную статистику Росстата по обороту меховых изделий за 2015 год и в 2 раза больше прогнозов отраслевых ассоциаций по реализации данной продукции на 2016 год.

Розничная реализация меховых изделий в 2,5 раза превысила показатель маркетинговых исследований за аналогичный период 2015 года. В России за первые три месяца обязательной маркировки рост легального оборота указанной категории товаров составил 488%, а доля «обеления» рынка достигла 244%. Таким образом, уже сейчас рост легального оборота товаров составил 859%.

На данный момент в информационной системе зарегистрировались 8300 компаний и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются производством, импортом и реализацией изделий из натурального меха, а 20% участников рынка (ранее не представлявших отчетность в налоговые органы) легализовали свой бизнес.

В ФТС России оценивают объемы производства и ввоза официальных товаров в 350-400 тыс. изделий в год, а заказ на остатки составил 6 млн меток. Получается, что в стране фактически хранится 15-летний запас шуб на продажу. За три месяца с начала проекта розничные продажи шуб превысили 10 млрд рублей, что превысило показатели за весь 2015 год.

При этом эксперты отметили, что в Подмосковье в ноябре шубы подешевели вдвое, началась их массовая распродажа. Стали появляться сообщения, что некоторые продавцы, прежде всего из Китая, стали активно забирать шубы и уходить из меховых магазинов в торговых комплексах столицы. Однако оставшиеся продавцы предпочли поставить на свой товар метки и заявили, что никаких распродаж устраивать не собираются.

Как стало известно, ЕЭК планирует с 1 января 2017 года запустить эксперимент по добровольной маркировке лекарственных средств, прорабатывается введение данной системы и в отношении товаров легкой промышленности, ценных пород древесины, авиакомпонентов.

По мнению министра по торговле ЕЭК Вероники Никишиной, «введение новой меры в рамках борьбы с контрафактом полностью себя оправдало, подобная практика позволяет не только увеличить доход государства и, соответственно, финансирование различных социальных программ, но и является средством поддержки добросовестных производителей».

Поэтому в ЕЭК считают, что работу по расширению номенклатуры маркируемых товаров в ближайшее время необходимо продолжить. По оценке экспертов, российский рынок шуб является вторым в мире по объему. По данным Infoline, в прошлом году продажи составили около 180 млрд рублей. Львиная доля приходилась на контрабанду. Считается, что 80-90% продукции ввозилось в страну нелегально. Чипирование шуб привело к тому, что расходы значительной части продавцов резко выросли.

Сама метка стоит до 22 рублей, но есть сопутствующие траты — на компьютер, считыватель, ПО и так далее. Официальное оформление товара на таможне может добавлять к закупочной цене до 50%. Поэтому специалисты предсказывают существенное подорожание меховых изделий в ближайшей перспективе.

Как уточнил «Коммерсанту» главный редактор ИД «Мягкое золото» Алексей Семкин, «приблизительная стоимость внедрения — порядка 200 тыс. рублей в течение полугода. По сравнению со стоимостью шуб затраты относительно небольшие. Однако, скорее всего, из-за кардинального изменения правил после ликвидации остатков товара с рынка уйдут мелкие поставщики, останутся только крупные игроки. Соответственно, возможно возникновение дефицита шуб, потому что именно небольшие компании обеспечивали разнообразие товара. Крупные производители полный ассортимент поставлять не будут.

Предполагалось, что установка меток на шубы позволит защитить и интересы потребителей. Покупатель сможет скачать специальное приложение, навести телефон на штрих-код и узнать всю родословную товара. Однако эксперты говорят, что проверить качество меха таким образом невозможно — данные, которые записываются на чип, предоставляет продавец, и их подлинность никто не проверяет. По мнению экспертов, в конечном итоге проект с чипированием шуб приведет к вытеснению с российского рынка в первую очередь недорогих привозных изделий.

Когда номер готовился к печати, поступила информация, что страны ЕАЭС продлили Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по маркировке товаров из натурального меха до 31 декабря 2018 года.

Наталья ГЛЕБОВА




 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.