.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 12 (декабрь '16)

1234


..

..

олдж
олдж

..

олдж
.
олдж
.
олдж

 

Кодекс получил право на жизнь

На момент выхода данного номера «ТН» из печати в Санкт-Петербурге пройдет заседание Высшего экономического совета стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одним из его главных итогов должно стать подписание главами пяти стран договора о Таможенном кодексе (ТК) ЕАЭС, состоящего из 500 статей.

Проект этого документа руководители правительств государств Союза одобрили в ходе переговоров, состоявшихся в Москве в ноябре. Как недавно признал Президент РФ Владимир Путин, принятие ТК ЕАЭС «является важнейшей вехой на пути формирования единого экономического пространства». Причем это первый документ, подготовленный в тесном и активном взаимодействии с бизнес-сообществами всех государств - членов Союза.

Кодекс является не только базовым документом, регламентирующим таможенные правоотношения на территории Союза, но и первым масштабным нормативно-правовым актом, затрагивающим сферу таможенного регулирования в рамках всего ЕАЭС. По мнению экспертов, его подписание станет сигналом, что Союз дееспособен, а на его территории активно идут интеграционные процессы.

Отметим, что, в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС, на единой таможенной территории должно быть обеспечено единое таможенное регулирование. ТК ЕАЭС, ставший плодом совместных усилий представителей госорганов и бизнес-сообществ евразийской «пятерки», призван решить эту задачу.

Авторы также учли передовые предложения мировых объединений, международных организаций по упрощению процедур международной торговли. По оптимистичному сценарию документ может вступить в силу в середине 2017 года.

Как пояснили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) содержит 339 отсылочных норм. Две пятых из них - это отсылочные нормы на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие отрасли законодательства. В новом Кодексе такие отсылочные нормы остались. При этом отсылочные нормы, связанные с таможенным регулированием, в действующем ТК ТС их 211, были подвергнуты кардинальному пересмотру.

По своим правилам

Среди прочего на наднациональный уровень перенесена норма относительно солидарной обязанности таможенного представителя, регулирование вопросов принятия предварительных решений о происхождении товаров, а также такие особенности таможенного декларирования, как неполное и периодическое таможенное декларирование и таможенное декларирование товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде.

В то же время количество вопросов, которые после принятия нового документа будет регулировать ЕЭК, существенно возрастет. «Таможенный кодекс ЕАЭС содержит в себе 279 норм, предусматривающих компетенцию Комиссии. Это без учета компетенции по формированию сборников, справочников, сводных реестров и информации. Из этих 279 - 96 являются действующей компетенцией, а 183 нормы предусматривают новую компетенцию Комиссии», - уточнили представители ЕЭК.

Эксперты отмечают, что изложение ряда норм Кодекса дается с излишней подробностью и большей детализацией. Авторы объясняют это тем, что они «постарались однозначно зафиксировать в ТК ЕАЭС все выявившиеся за шесть лет работы по ТК ТС правовые пробелы и различия в правоприменительной практике. В результате уровень детализации вырос, но это обоснованная мера».

При этом документ предусматривает новые возможности для законопослушного бизнеса, работающего в статусе уполномоченного экономического оператора (УЭО). Данный институт подвергся серьезному реформированию: если раньше таким статусом мог обладать только таможенный декларант, то теперь им может стать и таможенный представитель, и владелец таможенного склада, и таможенный перевозчик.

Статус УЭО будет признаваться на всей территории Союза. Это обоснованно, так как, согласно передовой мировой практике, данная категория предпринимателей является основной опорой таможенных органов и позволяет построить отношения госорганов и бизнеса на взаимовыгодном партнерстве.

За счет соответствия высоким стандартам контроля перемещаемых через границу товаров УЭО получает существенные привилегии. В Кодекс удалось заложить принципиально новую концепцию института УЭО. Она отвечает всем международным стандартам и передовой практике. Также расширен перечень специальных упрощений, приняты новые условия предоставления статуса УЭО, такие как финансовая устойчивость и требования к складам.

Как пояснили представители ЕЭК, глава 61 ТК ЕАЭС ориентирована на различные категории лиц, участвующих в международной цепи поставок, что соответствует стандартам Всемирной таможенной организации (ВТамО) и Всемирной торговой организации (ВТО). Разработчикам удалось учесть возникающие сейчас у предпринимателей проблемы по применению отдельных специальных упрощений. Это связано с отсутствием четкого регулирования технологических аспектов и логических взаимосвязей статей ТК ТС по УЭО с иными статьями.

В новом Кодексе проблема полностью урегулирована. Он позволит обеспечить необходимые условия для беспрепятственного применения специальных упрощений. Кроме того, множество проблем, с которыми сталкиваются УЭО при завершении транзита на своих складах, позволит урегулировать принятое недавно ЕЭК решение. В нем определен порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита на складах УЭО.

Кроме создания института уполномоченных экономических операторов, в ТК ЕАЭС предусмотрены электронный документооборот; возможность подачи таможенных деклараций без подтверждающих документов, а также создание предпосылки для появления в рамках Союза «единого окна».

Нет предела совершенству

Оценивая документ, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики из ЕЭК Дмитрий Некрасов признал наличие в нем недостатков. При этом он написан сложным юридическим языком, и бытовое понимание некоторых положений придет не сразу. Писавшая документ разношерстная команда разработчиков, отмечают эксперты, породила неравномерную детализацию норм в Кодексе. В итоге некоторые вещи обрываются на общих фразах и подходах, а другие описываются более чем подробно.

Дмитрий Некрасов уточнил, что перед авторами стояло несколько задач: сократить национальный сегмент регулирования, уменьшив количество отсылочных норм, закрепить приоритет электронных технологий над бумажными, учитывая современный уровень развития и положения международных конвенций и соглашений. За счет компромиссов большинство из них удалось реализовать, но не на 100%, а также получилось внедрить и новые подходы по ряду вопросов.

Однако вопросы остались. Экспертов, например, настораживает то, как в Кодексе определяются национальные полномочия. Они отмечают, что в ТК ТС содержатся отсылки к нормативным базам государств, а в новом акте есть положение со следующей формулировкой: «эти вопросы могут регулироваться законодательством стран - членов», то есть речь не идет об императивных нормах.

Руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина, сравнив по объему ТК ЕАЭС с «Войной и миром», отметила, что приятные для бизнеса новеллы касаются таможенных представителей, которые получат статус финансового гаранта за представляемое лицо и при этом не всегда будут нести за него солидарную ответственность.

Из других положительных моментов эксперт отметила то, что предварительная информация может заменить собой транзитную декларацию, а предварительные решения могут приниматься по самым разным вопросам – например, по таможенной стоимости. Есть в Кодексе и двойственные нормы. Так, наравне с «камеральной проверкой» остается «проверка документов и сведений». Сохранилось немало положений, которые не претерпели изменений.

Также есть поправки, которые положительным образом скажутся на перевозке малоценных товаров. Эксперт от Ассоциации экспресс-перевозчиков Галина Донцова отмечает, что гарантию в виде уплаты 1 млн евро заменит понятие «финансовая устойчивость компании». Такая новелла позволит фирмам с достойными экономическими показателями не платить этот миллион, да еще в валюте. В частности, будет учитываться приличный размер уставного капитала компании, достойная кредитная история, небольшой размер задолженностей.

Еще одно позитивное изменение – теперь в таможенную стоимость товара не включаются расходы на его перевозку, погрузку, разгрузку и страховые платежи в том числе. По закону лимит беспошлинного ввоза товаров для юрлиц составляет 200 евро. По действующим нормам в зависимости от расстояния доставки одна и та же посылка могла облагаться платежами или нет. Теперь такой недостаток устранен.

Бизнес надеется на лучшее

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло обозначил настороженность бизнеса относительно того, как некоторые положения документа будут имплементированы на национальную почву. Он указал на наличие у деловых кругов желания «добиться существенных изменений в российском таможенном законодательстве».

Эксперт положительно оценил, что Кодекс закрепляет совершение таможенных операций автоматически – через информационную систему, и допускает вероятность появления условия, когда выпуск товара будет осуществляться до расчета и уплаты таможенных платежей. Отметим, что окончательное решение по закреплению такого положения зависит от ЕЭК.

Виталия Сурвилло считает, что в ходе изменения национального таможенного законодательства следует принять норму, которая позволит не требовать в момент пересечения границы наличия сертификатов соответствия импортных товаров техническим регламентам ЕАЭС. Такие документы можно представлять перед выпуском в свободное обращение. Эксперт считает, что «такая мера должна упростить пересечение границы товарами и снизить вероятность коррупционных явлений».

Эксперты признают, что хотели бы увидеть в Кодексе больше прямых положений, но для достижения желаемого результата в ходе работы над текстом приходилось идти на копромиссы: включать отсылочные нормы к национальному законодательству и актам ЕЭК. Однако важной победой стало то, что бизнесу удалось заложить принцип «единого окна» – однократность представления сведений таможенникам и, как следствие, уменьшение бумажного оборота.

Однако специалисты признают, что процесс формирования таможенного законодательства в рамках Союза далеко не завершен, а принятие ТК ЕАЭС – это лишь вершина айсберга, поскольку странам предстоит в кратчайшие сроки привести свою внутреннюю нормативную базу в соответствие с новым Кодексом.

По их мнению, в национальном законодательстве некоторых стран - участников Союза должно появиться большое количество изменений. Если таможенное право России, Беларуси и Казахстана похоже, то нормативные акты Армении и Киргизии значительно отличаются. Поэтому их следует в кратчайшие сроки привести в соответствие с новым документом.

При этом особо отмечается, что в работу над изменениями в национальное таможенное законодательство должны активно включиться представителей бизнеса. Таким образом они смогут заявить о своих проблемах. При этом нужно будет сделать так, чтобы нормативные акты, принимаемые в одном государстве, не противоречили аналогичным документам партнеров по ЕАЭС. Пока нет никакой официальной информации о том, когда и под чьим руководством в России начнется данная законотворческая работа, также непонятно, кто в итоге будет отвечать за конечный результат.

Судя по всему, это не будет таможенная служба, которая с недавних пор находится в ведении Министерства финансов РФ. В положении о ведомстве четко сказано, что «Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности (функции по контролю и надзору в области таможенного дела) нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации».

Иннокентий ГРЯЗЕВ






 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.